рус укр en Главная Карта сайта Обратная связь

Ограничение по использованию служебного положения как антикоррупционная мера (Юрист&Закон)

22.06.2011 – 29.06.2011, № 25
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

ЮРИСТ&ЗАКОН

 

Ограничение по использованию служебного положения как антикоррупционная мера
С 1 июля 2011 года в действие вступает Закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» (далее – Закон), основными задачами которого является определение основных принципов предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, возмещения причиненных вследствие совершения коррупционных правонарушений убытков, ущерба, возобновления нарушенных прав, свобод или интересов физических лиц, прав или интересов юридических лиц, интересов государства.
Раздел II Закона посвящен комплексу мер, направленных на предотвращение и противодействие коррупции, в частности:
– ограничению относительно использования служебного положения;
– ограничению относительно совместительства и совмещения с иными видами деятельности;
– ограничению относительно получения подарков (пожертвований);
– ограничению относительно работы близких лиц;
– ограничению относительно лиц, которые уволились с должностей или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства, местного самоуправления;
– специальной проверке относительно лиц, которые претендуют на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления;
– аспектам финансового контроля;
– кодексам поведения;
– урегулированию конфликта интересов;
– антикоррупционной экспертизе проектов нормативно-правовых актов;
– требованиям относительно прозрачности информации;
– запрету на получение услуг и имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В рамках данной статьи, считаю, целесообразным рассмотрение такой антикоррупционной меры как ограничение по использованию служебного положения, аспекты которой регламентированы в статье 6 Закона. Прежде всего, необходимо сказать, что данная антикоррупционная мера распространяется на следующих субъектов ответственности за коррупционные правонарушения:
1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, а именно на:
– Президента Украины, Голову Верховного Совета Украины, его Первого заместителя и заместителя, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украина, министров, иных руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместителей;
– Главу Службы безопасности Украины, Генерального прокурора Украины, Главу Национального банка Украины, Главу Счетной палаты, Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека, Главу Верховного Совета Автономной Республики Крым, Главу Совета министров Автономной Республики Крым;
– народных депутатов Украины, депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления;
– военных должностных лиц Вооруженных Сил Украины и иных созданных в соответствие с законами воинских формирований;
– судей Конституционного Суда Украины, иных профессиональных судей;

– Главу, членов, дисциплинарных инспекторов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, служебных лиц секретариата этой Комиссии, Главу, заместителя Головы, секретарей секций Высшего совета юстиции, а также иных членов Высшего совета юстиции, народных заседателей и присяжных (во время исполнения ими этих функций);
– лиц рядового и руководящего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
– лиц руководящего состава налоговой милиции; должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы;
– членов Центральной избирательной комиссии, должностных и служебных лиц иных органов государственной власти;
2) лица, которые для целей Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления:
– должностные лица юридических лиц публичного права, не указанные выше, но получающие заработную плату за счет государственного или местного бюджета;
– лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичные услуги (аудиторы, нотариусы, оценщики, а также эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи во время исполнения ими этих функций, иные лица в установленных законом случаях);
– должностные лица иностранных государств (лица, которые занимают гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному;
– должностные лица международных организаций (сотрудники международной организации или любые иные лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских асамблей, участником которых является Украина, и судьи и должностные лица международных судов;
3) лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.
Таким образом, субъектный состав, к которому может применяться данная антикоррупционная мера, достаточно обширен.
В чем же состоит данная антикоррупционная мера? А состоит она в запрете вышеуказанным лицам использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания (предложения) такой выгоды для себе или иных лиц, в том числе:
– неправомерно способствовать физическим или юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работ и услуг за государственные средства);
– неправомерно способствовать назначению на должность лица;
– неправомерно вмешиваться в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц;
– неправомерно предоставлять преимущества физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, изданием нормативно-правовых актов и принятием решений, должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, иные лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), а также иностранные третейские судьи, лица, которые уполномочены решать

утверждением (согласованием) выводов.
Недостатком положений ст. 6 Закона является отсутствие определений «неправомерного способствования» и «неправомерное отдавание предпочтения», что в совокупности с обширным субъектным составом правонарушителей делает вполне возможными злоупотребления со стороны контролирующих органов.
Что же касается ответственности за неправомерное использование служебного положения, то в соответствие со ст. 21 Закона лица, совершившие коррупционные нарушения могут привлекаться к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке. Данные о лицах, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в трехдневный срок со дня обретения соответствующим решением суда законной силы, привлечения к гражданско-правовой ответственности, наложения дисциплинарного взыскания заносятся в Единый государственный регистр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения, который формируется и ведется Министерством юстиции Украины.
  ВЫВОД:
Такая антикоррупционная мера как ограничение по использованию служебного положения в редакции, представленной в ст. 6 Закона, имеет ряд недостатков, связанных с неопределенностью действий, описанных как неправомерные, что в последствии может создать новые основания для коррупционных проявлений.

 
Виктор Мороз


Управляющий Партнер 


ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл»   

 

Схема проезда

Наши новости


ICQ  ICQ: 412672458; тел.:(044) 384-05-57
Skype  Skype: fantasmogor                                                                 "ООО "Правовая гильдия "ВикториАл"
E-mail  E-mail: lawyer@e-lawyer.com.ua

Скорая юридическая помощь
Дизайн, разработка сайта - Standart